Доступная среда
(информация о специальных условиях для обучения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех воспитанников с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 362 Дзержинского района Волгограда" (далее - МОУ детский сад № 362):
Доступно для лиц с ограниченными возможностями здоровья - тяжелые нарушения речи.
Организация обучения детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности соответствует требованиям Санитарных правил. Наполняемость групп не превышает 12 человек, площади групповых ячеек 55,3 кв. м. и 57,8 кв.м.
Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В МОУ детский сад № 362 оборудованы и оснащены необходимым оборудованием:
Кабинет учителя- логопеда - 1: оснащенность: (в кабинете устранены пороги, расположен рядом с входным блоком) имеется необходимая мебель, зеркало, ширма, наглядный, дидактический материал для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми; картотека для всех видов развития речи ребенка; игры и игрушки для развития психических, речевых процессов, методические пособия для учителя-логопеда в соответствии с требованиями к кабинету.
Кабинет педагога-психолога - 1: оснащенность: имеются методические пособия, дидактический и наглядный материал для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми. Настольные развивающие игры, детские игрушки, строительный материал докупается и приобретается.
Музыкальный зал - 1: оснащен расширенными дверными проемами, устранены пороги, оснащен разнообразным оборудованием: фортепиано, музыкальный центр, музыкальные детские инструменты, проектор и экран для мультимедийных презентаций, аудио- и видеокассеты с произведениями классической и народной музыки; костюмы и элементы декораций; для организации педагогического процесса имеется весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.
Физкультурный зал - 1: расширен дверной проем, имеется физкультурное оборудование и инвентарь, в том числе доступный для использования инвалидами и лицами с ОВЗ). Имеется стационарное физкультурное оборудование шведские гимнастические стенки, доска ребристая с зацепом, доска гладкая с зацепом, гимнастические скамейки, координационные дорожки с изображением стоп ног и кистей рук, набор арок, мячи, кегли, маты, гимнастические палки, кубики, шнуры, мешочки с песком, ленточки, тренажеры и др.) Оборудование спортивного зала и открытой спортивной площадки, используемые в воспитательно-образовательном процессе, ежегодно проходят испытание, которое заверяется актом испытания.
Методический кабинет - 1: оборудован современными средствами ИКТ, МФУ. Методическая литература для педагогов, детская художественная литература, наглядный материал, по разделам программ реализуемых в детском саду; компьютер. В кабинете имеется современная научная, методическая, художественная литература, оформлены картотеки, методические рекомендации в помощь педагогам.
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Кабинет учителя-логопеда (логопункт)
Кабинет педагога-психолога.
Групповые помещения
Имеется участок, огороженный забором и озелененный, оснащенный верандами для прогулок.
Оборудована транспортная площадка ПДДТТ для проведения практических занятий на территории ДОУ.
На территории детского сада создан огород, ракалий, цветники.
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотеки в детском саду - нет
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Спортивный зал МОУ детский сад № 362 оснащен современным спортивным оборудованием и инвентарем, в том числе и для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Дверной проем расширен, устранены пороги.
Спортивная площадка, расположенная на территории детского сада, соответствует требованиям безопасности.
Площадки для физической активности на территории групповых участков.
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения используемые в МОУ детский сад № 362:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные пособия);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.
С целью реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 9, ст.11), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (с изменениями и дополнениями) назначена ответственным лицом за реализацию индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) в МОУ детский сад № 362 педагог-психолог Иванова Надежда Федоровна, которая обеспечивает консультирование и сопровождение семей с детьми-инвалидами при условии поступления данной категории воспитанников в МОУ детский сад № 362.
В МОУ детский сад №362 организована работа с воспитанниками:
- с воспитанниками «группы риска» - согласно индивидуальной программе семьи, плана работы социального педагога
- с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (группы комбинированной и компенсирующей направленности) – согласно планам работы воспитателей, педагога-психолога , учителя-логопеда.
- План работы педагога-психолога
- План работы учителя-логопеда
- План работы группы комбинированной направленности № 12
- План работы группы компенсирующей направленности № 2
По состоянию на 01.09.2023г. в МОУ детском саду № 362 посещает 1 ребенок - инвалид. Воспитанник не нуждаются в специальных образовательных условиях, в связи с чем, форма электронного обучения и дистанционные образовательные технологии не используются.
По состоянию на 01.09.2023г. в МОУ детском саду № 362 детей с ОВЗ - 28 человек
В реализации адаптированной программы нуждаются 28 человек.
- с детьми, испытывающими трудности в процессе усвоения адаптированной основной образовательной программы МОУ детский сад № 362 осуществляется индивидуальная работа согласно планам работы воспитателей, педагога-психолога учителя-логопеда, для детей составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития самого ребенка, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с воспитанниками зависит от профессиональной компетентности воспитателя, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства.
Индивидуальная работа с воспитанниками включает несколько этапов:
1 этап - диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов с детьми, определение направлений совместной деятельности.
2 этап - вовлечение воспитанников в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия воспитанников).
3 этап - проектирование развития ценностных ориентации, личностных свойств и качеств воспитанника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания у воспитанников. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого воспитанника в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к воспитанникам, воспитателям, взрослым людям, а также и самому себе.
4 этап - дальнейшее изучение возможностей продвижения воспитанников на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
5 этап - корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание детского сада:
В МОУ детский сад № 362 оборудован беспрепятственный доступ в здание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Имеется:
- наличие выделенной стоянки для автотранспортных средств инвалидов;
- дублирование зрительной информации для инвалидов по зрению;
- дублирование надписей шрифтом Брайля;
- наличие расширенных дверных проёмов;
- наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению;
- наличие обученных работников, которые могут оказать помощь
Сведения о специальных условиях питания:
Питание воспитанников организовано в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", в соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 09.11.2016 г. № 49/1469 "Об утверждении Положений об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда".
Прием пищи устанавливается по строго отведенному времени. В МОУ детскоий сад № 362 организуется 4-разовое питание (завтрак, 2-й завтрак, обед, уплотненный полдник).
Для обеспечения преемственности питания, родителей (законных представителей) информируют об ассортименте питания воспитанника, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в МОУ детский сад № 362, с рекомендациями.
Пищеблок оборудован современными машинами и аппаратами, механизирующими и автоматизирующими процессы обработки пищевых продуктов, что способствует повышению производительности труда, качества пищи, уменьшению количества отходов продуктов.
Склады (кладовые) детского сада оборудованы стеллажами, кондиционером. В МОУ детский сад № 362 имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим и организатором питания ООО АЛЕКО.
Для приема пищи группы оснащены отдельными раздаточными с необходимой мебелью и достаточным количеством столовой и чайной посуды в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
В каждой групповой ячейке имеются:
- столы для приема пищи,
- наборы посуды для каждого воспитанника,
- сушилки для посуды в количестве 2 штуки в каждой групповой ячейке.
В групповых ячейках имеются утвержденные заведующим инструкции по режиму обработки посуды, кухонного инвентаря, графики питьевого режима и смены постельного белья. В МОУ детский сад № 362 выполняются требования хранения и обработки посуды и инвентаря. Не допускается использование посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами.
Питание детей организуется в соответствии с требованиями СанПиН и примерного 20-дневного меню.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья:
Учитывая проблему охраны здоровья детей и требования, предъявляемые к учебным занятиям в отношении учебно-воспитательного процесса, образовательный процесс в МОУ детский сад № 362 построен так, чтобы дети не были перегружены занятиями. Об этом свидетельствует режим работы групп, учебный план, расписание занятий, организация образовательного процесса в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20.
Соблюдаются все гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей, предназначенные для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм воспитанников перегрузок, в том числе и при организации учебно-воспитательного процесса. Продолжена работа по рационализации организации учебного процесса: оздоровительные режимные моменты в организации занятий; исключение факторов, негативно влияющих на здоровье детей; составление расписания непосредственно образовательной деятельности, предусматривающее чередование образовательных областей с высоким баллом по шкале трудности с областями, которые способствуют частичной релаксации воспитанников. Проводится анализ состояния здоровья воспитанников, регулярно оформляются статистические отчеты о состоянии их здоровья.
В период повышенной заболеваемости (межсезонье) ОРВИ и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и сан.эпидем. службы) комплекс специальных профилактических мероприятий:
- проф.прививки от гриппа; соблюдение санитарно-гигиенического режима; витаминизация 3-х блюд (витамин С).
В системе проводятся как традиционные (зарядки, прогулки на свежем воздухе, физ. минутки), так и нетрадиционные формы оздоровления детей:
- полоскание горла; точечный массаж; дыхательная гимнастика; гимнастика после дневного сна; воздушные ванны; ходьба по массажным коврикам; гимнастика для глаз.
По графику были проводятся профосмотры детей врачами-специалистами. Дети с выявленной патологией направляются на дальнейшее лечение.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Основной целью информатизации МОУ детский сад № 362 является создание единого информационно - образовательного пространства, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательном учреждении современные информационные и коммуникационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных систем образования. Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах, специалистами, воспитателями и в управлении образовательным процессом. Единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательной организации современные и коммуникативные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. . Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, мультимедиа являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
У МОУ детский сад № 362 имеется альтернативная версия сайта для инвалидов и лиц с ОВЗ по зрению.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта.
Обеспечен устойчивый выход в Интернет с 2-х компьютеров, Wi-Fi. Скорость Интернета - 1 МБ/сек. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов. На компьютеры, имеющие доступ выхода в сеть Интернет установлены фильтры "ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗОР", с целью предотвращения нецелевого использования ресурсов сети. Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах специалистами, воспитателями и администрацией МОУ детский сад № 362. Единое информационно-образовательное пространство осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное применение информационных технологий. Основными участниками и пользователями единого информационно-образовательного пространства являются: педагоги, администрация, обучающиеся и их родители. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов.
Педагоги имеют возможность выхода в сеть Intertnet для поиска информации при подготовке к занятиям, с целью обмена опытом работы, повышения квалификации, дистанционного участия в вебинарах, конкурсных программах.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ детский сад № 362 имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- 2 компьютера
- 2 ноутбука
- 2 сканера
- 3 мультимедийный проектора
- 3 МФУ
- 2 принтера
- 2 музыкальный центр.
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Нет в наличии общежитий и интерната.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использование инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Нет в наличии общежитий и интерната.
В МОУ детский сад № 362 создана безбарьерная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработан Паспорт доступности.
В МОУ детский сад № 362 организована доступность предоставляемых образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- наличие зоны отдыха (ожидания);
- наличие и понятность навигации внутри организации;
- наличие и доступность питьевой воды;
- наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений;
- удовлетворительное санитарное состояние помещений организации;
- наличие адаптированных поручней, расширенных дверных проемов;
- дублирование надписей шрифтом Брайля;
- наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению;
- наличие обученных работников, которые могут оказать помощь;
- наличие выделенной стоянки для автотранспортных средств инвалидов;
- наличие сотрудника, обучающегося на 3 курсе ФГБОУ ВО «ВГСПУ» по специальности «Сурдопедагогика» (возможность предоставление услуг сурдопереводчика).